Алалия
Как понять, что у ребенка алалия?
Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и интеллекте, возникшее на фоне органических поражений речевых зон головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Симптомы алалии
- позднее появление речевых реакций
- бедный словарный запас
- нарушение слоговой структуры слов и звукопроизношения
- ребенок не понимает речь
Причины алалии
- преждевременные, затяжные или стремительные роды
- кислородное голодание во время родов
- угроза выкидыша вследствие резус-конфликта
- соматические заболевания матери (гипертония, сердечная, легочная недостаточность)
- нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит)
- травмы плода
- черепно-мозговые травмы
- недостаточность речевой активности в семье
- отсутствие развивающей среды
Виды алалии
Моторная — недоразвитие речевых зон мозга, которые отвечают за экспрессивную речь (произнесение слов, фраз и предложений), т.е. ребенок все понимает, но НЕ ГОВОРИТ.
- бедный активный словарный запас
- хороший пассивный словарный запас, т.к. ребенок все понимает, но не использует слова в повседневной речи
- не общается со сверстниками
- использует мимику и жесты при общении со взрослыми
Сенсорная — характеризуется начальным нарушением восприятия речи при нормальном слухе. Сенсорная алалия появляется из-за поражения височных областей мозга, расположенных в левом полушарии, которые называются центром Вернике (восприятия речи).
- не понимает речь или понимает ее ограниченно и не сразу
- из фразы, состоящей из знакомых ему слов, может воспринимать только отдельные слова
- не способен адекватно реагировать на звуковые сигналы, распознавать различные по характеру шумы (шуршание, стук, скрип и т.д.)
- использует в речи эхолалии (бессмысленное повторение одного и того же слова или фразы)
Сенсомоторная (смешанная) — самый тяжелый вариант нарушения развития речи, при котором происходит поражение всех зон головного мозга, отвечающих за понимание речи, произнесение звуков, словарный запас. Дети с этим заболеванием не разговаривают и не понимают, что им говорят. Зачастую сенсомоторная алалия сопровождается нарушением умственного развития.
- ребенок слышит речь, но не понимает ее
- не повторяет слова или даже отдельные звуки за другими людьми
- речевая активность либо снижена (не пытается вступать в речевой контакт), либо повышена (бессмысленный набор звуков)
- отсутствует или совсем бедный активный и пассивный словарный запас
- не развиваются бытовые навыки: не умеет самостоятельность есть, одеваться, ходить в туалет
Диагностика алалии
- логопедическое обследование необходимо для определения уровня звукопроизношения, словарного запаса, наличия дислалии, дислексии и дисграфии
- детский невролог назначит необходимые обследования для постановки диагноза: ЭЭГ, МРТ, рентгенография черепа, УЗИ головного мозга и др.
- ЛОР проведет исследование органа слуха: отоскопию, аудиометрию и другие тесты для исключения проблем со слухом
- нейропсихолог проведет диагностику для оценки речевой активности, звукопроизношения, понимания обращенной речи, активного словаря
Лечение алалии
Лечение алалии предполагает КОМПЛЕСНЫЙ ПОДХОД, состоящий из применения эффективных современных мировых методик и педагогических занятий:
Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) — это воздействие постоянным электрическим током небольшой силы на зоны головного мозга с целью стимулирования нервных клеток в пострадавших участках при помощи коротких магнитных импульсов.
Микрополяризация активизирует речевые зоны головного мозга, которые отвечают за понимание обращенной речи, пополнение активного и пассивного словарного запаса, навык построения фраз и предложений.
Высоко-частотная терапия (ВЧТ) — специальные компьютерные аудио-программы, которые помогают ребенку улучшить речевые навыки и начать разговаривать.
Стимуляция блуждающего нерва (СБН) — неинвазивная процедура, заключающаяся в подаче низкочастотных электрических импульсов к блуждающему нерву. В результате у детей улучшается поведение, социализация и развитие интеллекта.
Биоакустическая коррекция по речевой методике — ЭЭГ зависимая музыкальная стимуляция мозга активизирует нейроны речевых зон.
Занятия с логопедом в аудио-тренажере (Forbrain) помогают развить и корректировать речь, тренируют речь и слух, улучшают процессы восприятия информации, память и внимание.
Занятия с логопедом направлены на развитие речи, расширение словарного запаса, постановку звуков, развитие навыков построения фраз, предложений, рассказов.
Занятия с психологом направлены на развитие мелкой моторики, памяти, внимания и мышления.
Занятия с нейропсихологом направлены на улучшение работы и взаимодействия правого и левого полушария головного мозга, что способствует повышению концентрации внимания и улучшению памяти, мышления, мелкой и крупной моторики.
Занятия с кинезиологом направлены на развитие ребенка с помощью разнообразных двигательных упражнений.
Логопедический массаж нормализует тонус артикуляционной мускулатуры, облегчает произношение звуков, улучшает дикцию.
Аудиотерапия по методу Томатис проводится для воздействия на отдельные структуры головного мозга, отвечающие за понимание, память и социализацию.
Гипокситерапия — насыщение организма кислородом для улучшения двигательных функций, речи, внимания и сна.
Кроме того, при необходимости может быть назначено курсовое применение медикаментозных препаратов для улучшения кровоснабжение головного мозга, активации мозговых функций и стимуляции созревания нейронов.